Таинство венчания

Таинство венчанияТаинство венчания

Венчание – это великое таинство, важное событие в жизни двух людей, решивших соединить свои судьбы на всю жизнь. К нему нужно подготовиться духовно и морально. Христианский брак представляет собой тайну и икону взаимоотношений Христа и Церкви – Его Невесты.
Таинство венчания, таинство брака – слова, имеющие большой духовный смысл, постигая который чувствуется волнение в сердце. И это вполне естественно, ведь венчание – это божественная церемония соединение двух душ: мужской и женской.

Венчание происходит в церкви или в храме. После венчания, по старой традиции, все гости собираются за праздничным столом, чтобы поздравить молодых.

В Ветхом Завете приводится несколько примеров священного брака между женщиной и мужчиной. Первыми людьми, над которыми совершили венчание, были Адам и Ева. Они были повенчаны задолго до своего грехопадения. С тех времен и пошла традиция делить обряд на две части, обручение, или помолвку, и само венчание. Помолвка в древности заключалась в том, что жених выплачивал отцу невесты определенную сумму, позже эта традиция переродилась в брачный контракт.

Процесс бракосочетания у славян-язычников проходил в весеннее либо в осеннее время года на природе. Молодые с венками на головах в компании молодежи шли на поляну и водили хороводы, пели и играли. Молодых водили вокруг ракитового куста и приговаривали: «Обручаются – вокруг ракитного куста венчаются».
К слову о венцах. Их история уходит в дохристианские времена. Как говорил известный проповедник св. Иоанн Златоуст, венец – символ чистоты и невинности. Создаваемая венчанная семья чиста перед Богом и людьми.

Во времена становления христианства церковь принимала самое активное участие в соединении двух судеб. Заключение брака носило истинно религиозный характер, а всех, кто сожительствовал без венчания, обвиняли в блуде.
В России Петр Первый для всех православных повелел венчаться – в знак законности и действительности брака.
В 20 веке, после 1917 года церкви и христианскую религию запретили. Церковный брак был упразднен.
В Древней Церкви заключение брака происходило во время Литургии, и кульминацией было совместное Причащение молодоженов. В IX веке чин венчания уже совершается отдельно, но молодых причащают Преждеосвященными Дарами. После потребления даров чашу полагалось разбить.
Не стоит удивляться, если придя в храм для того, чтобы записаться на венчание или договориться со священником о дате и времени венчания, вас вдруг попросят предъявить свидетельство о регистрации брака. Но зарегистрировать брак в ЗАГСе можно и в сам день венчания. Об этом нужно сообщить при записи на венчание. Как правило, большинство пар именно так и поступают.

Рассмотрим препятствия для совершения Таинства венчания.

1. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый.

2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан

3. Монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.

4. Не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак.

5. Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак.

6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю).

7. Для вступления в брак существуют определенные возрастные границы. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е).

8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты.
9.Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак.
10. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять.
11.Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения.
12. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления.
13. Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака.
14. Важное условие для признания действительности церковного брака — единство религии.

Когда можно венчаться.
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех многодневных постов (Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост), в Неделю мясопустную (воскресение накануне масленицы), в сырную седмицу (масленица), в Неделю сыропустную (Прощенное воскресение), Пасхальную седмицу (неделя после праздника Пасхи), в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу (накануне воскресного дня), а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях.
Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

Дружки.
В дореволюционной России, до отделения Церкви от государства, церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой. Он заключался при поручителях (в современной практике – свидетелях). В народе их называли дружками. Поручители подтверждали своими подписями акт совершившегося браковенчания в метрических книгах. Но это была не единственная роль поручителей, они принимали участие в богослужении – обручении и венчании, во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Однако, наиболее ярко выражают обязанности поручителей богослужебные книги, называющие поручителей восприемниками. Обязанности восприемников схожи с обязанностями крестных родителей. Как и крестные родители, опытные в духовной жизни, прилагают все силы для воспитания и руководства своих крестников в вере и благочестии, так и восприемники берут на себя обязательство перед Богом духовно руководить создаваемой семьей. Очевидно, что восприемники должны соответствовать этому требованию. Поэтому готовящимся сочетаться священными узами брака стоит серьезно задуматься о кандидатурах восприемников. Поручители обязательно должны быть православными, желательно воцерковленными людьми. Они должны быть вхожими в создаваемую семью для духовного руководства.
Поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи. Вторые же, открыто живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не престанут от своего богопротивного занятия. Вполне допустимо совершение браковенчания и без свидетелей.

Подготовка к таинству.
К Таинству венчания жениху и невесте стоит подготовить себя постом, молитвой, исповедью и причащением Святых Христовых Тайн. Трехдневный пост (как минимум) был бы совсем не лишним. Естественно, что нужно очистить не только тело постом, но и душу. А в этом поможет Таинство покаяния – исповедь. Тем более, что благочестивым жениху и невесте обязательно захочется причаститься перед венчанием.
По традиции невесту одевают в белое подвенечное платье. Белый цвет – это символ чистоты и целомудрия. Сохранение чистоты и целомудрия – это обязанность не только невесты, но и жениха. Жених и невеста в равной степени должны блюсти себя. Белые наряды не одевают на венчание супруги, уже прожившие некоторое время в гражданском браке (зарегистрированном в ЗАГСе), или жених и невеста, имевшие интимные отношения до брака.
На венчание необходимо принести иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (обычно берут образ Казанской иконы Божией Матери). По традиции этими иконами супруги будут в будущем благословлять своих детей на вступление в брак. Если в семье эта традиция сохранялась, то это могут быть родительские иконы. Жениха родители благословляют иконой Спасителя, а невесту – иконой Божией Матери. Во время венчания священник благословляет этими иконами супругов.
Необходимый атрибут на венчании – обручальные кольца. Кольца символизируют вечность и неразрывность брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней. На обручении, которое предшествует венчанию (обручение и венчание по современной практике совершаются вместе), священник благословляет кольцами жениха с невестой и им одевает кольца на безымянные пальцы правых рук. Этим действием, при прочтении определенных молитв, и совершается церковное обручение.
Также необходимо принести венчальные свечи (обычно специальные наборы продают в храмах). Эти свечи брачующиеся будут держать в руках во время венчания. Пламя свечей символизирует горение их душ верой и любовью к Богу, а также пламенную и чистую любовь супругов друг к другу.
Нужно принести на венчание белый плат (полотенце) – рушник, на который встанут во время венчания жених с невестой.

Прекращение церковного брака.

Брачный союз прекращается со смертью одного из супругов. Тем не менее, снисходя к немощи человеческой, христианский закон дозволяет вдовцу или вдовице вступать в новый брак: по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7, 39). Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).

Часть информации с источника: https://www.pravmir.ru/

Декабрь 3rd, 2016